Открытый урок 2

 

Открытый урокОткрытый урок 2Открытый урок 3
Главная 
План 6 класс 
План 7 класс 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
Поуроч. 6 кл. 
Поуроч. 7 кл. 
Поуроч. 8 кл. 
Поуроч. 9 кл. 
Поуроч. 10 кл. 
Программы 
Разное 

Открытый урок по географии на тему: "Воспроизводство населения. Миграции (10 кл.)"

Открытый урок по географии на тему: "Воспроизводство населения. Миграции (10 кл.)"

Открытый урок по географии на тему:"Воспроизводство населения. Миграции (10 кл.)"

План урока географии в 10 классе

1. Численность населения
2. Воспроизводство населения
3. Миграции

1. Численность населения

 НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ (население), непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части (стране, группе стран и т.п. ). В 1900 г. численность населения мира составляла около 1,6 млрд. человек, а в начале ХХ1 в. превысило 6 млрд.

Проблемы народонаселения изучают различные науки, в т .ч. и демография В XX в. темпы роста населения постоянно увеличивались, особенно во второй его половине. Это дало основание назвать быстрый рост населения в указанный период « демографическим взрывом»

ДЕМОГРАФИЯ

(от греческого demos — народ и ...графия), наука о закономерностях воспроизводства населения. Как самостоятельная наука сформировалась во 2-й половине 19 — начала 20 вв. Термин “демография” ввел французский ученый А. Гийар в 1855. По материалам статистики демография изучает воспроизводство населения в целом и его компоненты как массовые социальные процессы, их количественные взаимосвязи с возрастно-половой структурой населения, зависимости от социальных и экономических явлений, характер взаимодействия роста населения с общественным развитием. Применяя статистические и математические, а также собственно демографические методы, разрабатывает теорию воспроизводства населения, демографические прогнозы, государственную демографическую политику.

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ,

резкое ускорение роста численности населения мира (в 1900 —19 50 в среднем на 0,9% в год, в 1950 — 2000 на 2,1% в год) главным образом за счет роста населения развивающихся стран (в них проживает свыше 70% населения мира). В этих странах в 50 — 60-х гг. ХХ в. демографический взрыв обусловлен снижением смертности (с 23 — 24‰ до 9 — 10‰), особенно детской, при сохранении высокой рождаемости (37 — 38‰). Демографический взрыв обострил проблемы социального и экономического развития стран Азии, Африки и Латинской Америки, превратив их в глобальные проблемы.

Численность и рост населения мира.

 

Период

Примерная численность населения ( в млн. чел)

Среднегодовые темпы роста численности населения ( в %)

7 тыс. лет до н.э.

10

2 тыс. лет до н.э.

50

0,03

Начало нашей эры

230

0,1

Начало XIв.

300

0,02

Начало XVIв.

440

0,1

Середина XVIIв.

550

0,3

Начало XIXв.

950

0,5

Начало XXв.

1660

0,8

Середина XXв.

2530

1,0

Конец XXв.

6000

1,5

Тест

Демографический взрыв

«Демографический взрыв» произошел в развивающихся странах вследствие …»

1. становления национальной промышленности»

2. проводимой демографической политики»

3. резкого снижения смертности и сохранения рождаемости»

 

В различных регионах мира население увеличивалось различными темпами: в Зарубежной Европе они были низкими, в Африке и Латинской Америке очень высокими

Численность населения регионов мира в XXв.

 

Регионы

1990г.(млн. чел.)

1991г.(млн. чел.)

1991г 1990г.( в %)

Россия

130

148

114

Зарубежная Европа(Англия, Германия, Франция, Испания, Италия и т.д.)

295

560

190

Зарубежная Азия

950

3307

348

Африка (ЮАР, Конгои т.д.)

130

663

510

США и Канада

81

282

348

Латинская Америка (Бразилия, Чили, Аргентина и т.д.)

64

466

728

Австралия и Океания

6

27

450

Мир в целом

1656

5453

329

Улыбнемся

Численность населения подсчитывается двумя основными способами— учет и перепись. Текущий учет населения проводится постоянно во всех странах мира на основе данных о количестве родившихся и умерших. Более полную и наиболее полную картину дают переписи населения которые проводят в большинстве стран мира только один раз в десять лет.

ПЕРЕПИСЬ, специально организованный периодический или единовременный процесс сбора статистической информации. Могут быть сплошными, выборочными или сочетать принципы обоих методов. Различают перепись: населения (получение демографических, экономических, социальных сведений о жителях страны или отдельных территорий), промышленности, сельскохозяйственную, торговую и др.

Тест

Численность и прирост населения

Выбери одно правильное утверждение

1.    Численность населения Зарубежной Азии в начале ХХ1 в. увеличивается самыми высокими темпами

2.    Прирост населения мира в конце ХХ в. значительно уменьшился

3.    Африка имеет самый высокий прирост населения

 

2. Воспроизводство населения

Рост населения Земли происходит за счет превышения рождаемости над смертностью, которое называется естественным приростом населения. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают возобновление и смену поколений людей, называют естественным движением населения или воспроизводством.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ - разность между рождаемостью и смертностью.

ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ (естественное движение населения) - в узком смысле — процесс смены поколений в результате естественного движения (рождения и смерти), в широком — постоянное возобновление населения на основе естественного движения, миграции, переходов людей из одних социальных групп в другие.

РОЖДАЕМОСТЬ, демографический процесс, характеризующийся частотой рождений в определенной группе населения: число живорожденных детей на 1 тысячу населения за 1 год.. Наряду со смертностью, младенческой смертностью и продолжительностью жизни — важный показатель естественного движения населения.

Уровень рождаемости определяет ряд факторов:

1.        Уровень жизни влияет обратно пропорционально— чем он выше, тем ниже рождаемость.

2.        Преобладание городского или сельского населения. В сельской местности сильнее выражены традиции многодетности, а в городах, в силу занятости женщин в экономике, ускоренного жизненного ритма и, вообще, иного образа жизни, детей в семьях гораздо меньше.

3.        Возраст вступления в брак оказывает большое влияние на рождаемость. Так, например, в некоторых странах Азии 14—15-летние девушки уже выходят замуж, а в Северной Европе преобладающий возраст невест 23—25лет.

4.        Сохранению высокой рождаемости способствуют и религиозные традиции. Многодетность проповедуется всеми религиями мира, за исключением протестантства.

5.        Многие государства проводят целый комплекс мероприятий, стимулирующих или ограничивающих рождаемость, которые получили наименование «демографической политики» (отсылка к 1.12.). Наиболее заметны результаты подобной политики в области снижения рождаемости (в послевоенной Японии, в Китае в 60—70-хгг.).

Проблемы регулирования рождаемости занимали умы многих ученых и специалистов. Одно из наиболее известных в демографии направлений- мальтузианство, основоположником которого стал Т.Мальтус .

МАЛЬТУЗИАНСТВО, теория, созданная в конце 18 в. английским экономистом Т.Р. Мальтусом (Malthus; 1766 — 1834), в соответствии с которой благосостояние населения определяется естественным законом народонаселения: темпы роста народонаселения значительно превышают темпы увеличения производства средств существования (их соотношение Мальтус выводит из сравнения геометрических и арифметических прогрессий). В современных условиях проблемы развивающихся стран, связанные с быстрым ростом народонаселения, вызывают периодическое оживление модифицированных форм мальтузианства.

Мальтус Томас Роберт (1766 — 1834, близ), английский экономист, священник.
Окончил Кембриджский университет. Получил учёную богословскую степень.
В 1797—1803 исполнял обязанности священника одного из приходов. В 1805—1834 профессор кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании, где исполнял также обязанности священника. Мальтус Т. — идеолог обуржуазившейся земельной аристократии и один из основоположников вульгарной политической экономии в Великобритании. Защищая интересы господствующих классов, решительно выступил против идей утопического социализма прогрессивных для своего времени взглядов идеологов французской буржуазной революции. В труде «Опыт о законе народонаселения» (1798) стремился объяснить бедственное положение трудящихся и безработицу «абсолютным избытком людей», действием «естественного закона народонаселения» .Основоположник направления в демографии, получившего наименование " мальтузианство"

Уровень смертности зависит в первую очередь от уровня жизни населения, развития здравоохранения и возрастной структуры населения. Уровень жизни определяет условия быта и труда населения, в т.ч. и качество питания, возможность для хорошего отдыха и восстановления сил и т.д. Высокая доля старших возрастов обуславливает и значительные показатели смертности. Поэтому в благополучных развитых странах они зачастую выше, чем в странах низкого уровня развития.

Необходимо учитывать, что показатель смертности формируется за счет двух составляющих— возрастной (т.е. смертности пожилых) и младенческой смертности. Различия в показателях рождаемости между отдельными странами и регионами мира гораздо существенней по сравнению с показателями смертности, поэтому уровень естественного прироста (отсылка к 1.6.) зависит от размеров рождаемости.

СМЕРТНОСТЬ, убыль населения вследствие смерти. Характеризуется показателем смертности, равным числу смертей на 1 тыс. населения за 1 год

РОЖДАЕМОСТЬ, демографический процесс, характеризующийся частотой рождений в определенной группе населения: число живорожденных детей на 1 тысячу населения за 1 год.. Наряду со смертностью, младенческой смертностью и продолжительностью жизни — важный показатель естественного движения населения.

Для расчетов естественного движения населения используют два показателя— абсолютный и относительный. Абсолютные показатели выражены в абсолютных единицах— тысячи, миллионы, миллиарды людей. Для сопоставления различных стран они не очень удобны. Действительно как можно сравнивать абсолютные показатели естественного движения населения, например, в Китае и Эстонии, в которых численность населения различается в тысячу раз? Для сравнений и сопоставлений гораздо удобнее относительный показатель, приводящий все данные в расчете на одну тысячу жителей. Ниже приводятся именно такие показатели по странам мира.

Тест

География, показатели рождаемости

Отметь одно неверное утверждение:

1. Показатели рождаемости возрастают по мере развития экономики страны

2. Размеры смертности населения можно увидеть на основе абсолютных и относитель
              ных
показателей

3. В развитых странах показатели смертности возрастают из-за старения населения

 

Рождаемость в странах мира

(во второй половине 90-хгг., в расчете на 1тыс. жителей)

Максимальные показатели

Минимальные показатели

1.         Нигер      —                    54
2.         Мали —                     50
3—5.   Буркина-Фасо                  47       
            ДР Конго              47
            Сьерра-Леоне      47

1—3.
Болгария                            8
Босния и Герцеговина —    8
Латвия                              8

 

Смертность в странах мира
(в середине 90-хгг. расчете на 1тыс. жителей)

Максимальные показатели

Минимальные показатели

1.Сьерра-Леоне

29

1—2.Кувейт, ОАЭ

3

2.Гвинея-Бисау

25

3—4.Коста Рика, Оман

4

3—5. Руанда

22

 

 

 

Младенческая смертность в странах мира
(в середине 90-хгг. в расчете на 1 тыс. родившихся)

Максимальные показатели

Минимальные показатели

1. Сьерра-Леоне

179

1—4.
Исландия, Сингапур, Япония, Швеция   

4

2. Либерия

172

3.Афганистан

158

Типы воспроизводства населения

  Типы
воспроизводства

Показатели естественного движения населения (в расчете на 1тыс. жителей)

Регионы

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Традиционный

40-45
очень высокая

10—15
высокая

30
очень высокий

Африка

Переходный

 

25-30
 высокая

5-10
низкая

20
 высокий

Латинская Америка, Азия, Австралия и Океания

Современный

10-15
О
чень низкая

5-10
низкая

5
очень низкий

Европа, США и Канада

 

Максимальные показатели

Минимальные показатели

1.Андорра             84

1.Гвинея-Бисау    38

2.Сан-Марино      81

2.Руанда                 39

3—4. Япония        80
           Австралия  80

3.Сьерра-Лионе    40

 

Человечество постепенно переходит от традиционного к современному типу воспроизводства. Подобное явление получило наименование демографического перехода

Демографический переход – научная теория, объясняющая последовательность смены демографических процессов.

Теория объясняет последовательность развития демографических процессов в зависимости от изменения типа воспроизводства населения. Особенности воспроизводства, в свою очередь, тесно связаны с характером экономики. Этапы демографического перехода можно увидеть на рисунке

Первый этап, продолжавшийся несколько тысяч лет, называют традиционным. Для него характерна высокая рождаемость и смертность и ,как следствие, небольшой естественный прирост. До наших дней он практически нигде не сохранился.

На втором этапе, благодаря развитию медицины, смертность резко сократилась, а рождаемость осталась на высоком уровне; прирост населения резко возрос. Подобный тип естественного движения населения ныне характерен для большинства развивающихся стран.

Третий этап характеризуется уменьшением рождаемости и невысокой смертностью, что и обусловило снижение прироста населения. Этот тип характерен для основной массы современных развитых стран.

На четвертом этапе происходит стабилизация невысоких показателей рождаемости и естественного прироста. Данный тип воспроизводства постепенно охватит все страны мира.

На этапе демографического перехода происходит постоянное увеличение продолжительности жизни населения. Для ее исчисления используют показатель продолжительности предстоящей жизни населения, который говорит о том, сколько лет может прожить человек, родившийся в определенном году, если условия его существования принципиально не изменяется. В силу биологических причин женщины живут дольше мужчин. Только лишь в отдельных странах наблюдается иная картина.

Продолжительность предстоящей жизни населения - статистический показатель, характеризующий продолжительность жизни населения в целом. Предельная продолжительность жизни человека большинством ученых оценивается в 110-120 лет.

3. Миграции

Начиная с момента своего появления человек постоянно перемещался, заселив большую часть суши. Перемещения людей, связанные с постоянной или временной переменой места жительства и пересечением ими каких-либо административных или государственных границ называются миграциями населения

Миграции населения (латинское migratio, от migro — перехожу, переселяюсь), перемещение, переселение

Миграции населения связаны, как правило, со сменой места жительства;
подразделяется на

· безвозвратную (смена постоянного места жительства);

· временную (переселение на ограниченный срок);

· сезонную (перемещение в определенные периоды года).

Различают внешнюю (эмиграция, иммиграция) и внутреннюю (из села в город, межрайонные переселения и другие) миграцию населения. Выделяют и так называемые маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).

Географический практикум

1.    Рассчитайте сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года — 11,5 млн. человек, а естественный прирост за год составил 250 тыс. человек..

2.    Определите величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. человек, в конце года — 6,2 млн. человек, а миграционная убыль составила 40 тыс. человек.

3.    Рассчитайте, как изменится численность населения в городе, если за год рождаемость составила 600 человек, смертность — 800 человек, количество выбывших — 1 200 человек, количество прибывших — 700 человек..

4.    Найдите годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн. человек, в конце года — 8,5 млн. человек, а естественный прирост населения за год составил

5.    Определите численность населения города на конец года, если в начале года в нем проживали 50 000 человек, естественный прирост за год составил 20‰, а сальдо миграции +2 800 чел.


Тест

Готовимся к ЕГЭ

Рис. Примеры некоторых современных миграций

 

Задание: определите к какому виду относятся миграции, показанные на карте.

1.                      внутренние;

2.                      внешние;

3.                      добровольные;

4.                      принудительные;

5.                      постоянные;

6.                      временные;

7.                      социально- экономические;

8.                      религиозные.

 

а) Паломничество к священным местам в Мекке и Медине

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

б) Рабочие из Латинской Америки на временную работу в США

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

в) Туристы из Германии в Италии

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.

 

Это интересно.

По мнению известного физика профессора Сергея Капицы, историческое время неумолимо сжимается, а демографический рост человечества подходит к концу. Грядут великие перемены.

Известный физик, ведущий программы "Очевидное - невероятное", появившейся на канале ТВЦ, профессор Сергей Петрович Капица создал свою концепцию истории. Согласно его выводам человечество стоит на пороге новой эры. Ей предшествовало сжатие исторического времени, а началом времени нового стала остановка роста населения Земли. Эти идеи отражены на страницах его научной работы « Сколько людей жило и будет жить на Земле, или Очерк теории человечества».

До сих пор проблемой демографии мира по-настоящему не занимались. Ученые говорили о демографии отдельных стран, а демографию мира считали простой арифметической суммой, которая складывается из этих частей. На самом деле общемировая демография - результат других, более общих закономерностей. Только когда мы смотрим на общую картину, мы видим устойчивый путь развития человечества. Чем меньший масштаб явлений мы берем - отдельное государство, город, - тем больше там случайностей, то есть того, что математики называют хаосом. Сейчас мы вступаем в новую эпоху, когда население мира и отдельных стран перестанет расти.

Примерно до середины прошлого века человечество развивалось по принципу все больше и больше: больше людей, больше детей, мяса и масла, пушек и ракет. Кривая развития постоянно шла вверх, и несмотря на то, что были мировые войны, чума и другие катаклизмы, человечество двигалось по устойчивой кривой роста. Теперь эта тенденция подошла к концу. Демографические процессы меняются, численность народонаселения Земли перестает расти. Если изобразить это графически, то будет видно, что мы находимся в точке демографического излома. Рост численности земного населения на грани третьего тысячелетия достиг своего предела - кривая надломится где-то на уровне 2050 года. Этот процесс следует назвать глобальной демографической революцией.

Демографический переход касается всего мира. Разница между развитыми и развивающимися странами по этому параметру второстепенна. Россия уже совершила этот переход и стабилизировалась в своем развитии, она вступила в заключительный этап, когда людей старшего поколения становится гораздо больше, чем молодых. Это создаст множество проблем для трудовых ресурсов, для страхового дела, для медицины, для армии.. 

Германия, Япония прошли через точку перехода раньше России. Первой страной, которая начала этот переход, была Франция. Там он начался перед революцией - в XVIII веке. Французская революция стала одним из следствий демографического кризиса. К сожалению, мы до сих пор были зациклены на том, что демографический переход якобы связан с недостатком ресурсов. Эта идея Мальтуса - о том, что голод правит миром, - совершенно неверна. И сейчас пищи в мире достаточно для того, чтобы прокормить всех. Другое дело, что мы не умели и не умеем ее распределять, но это процесс чисто социальный.

Конспект открытого урока по географии в 10 кл.

Открытый урок по географии на тему: "Воспроизводство населения. Миграции (10 кл.)"

Открытые уроки по географии в 10 классе

[Главная][План 6 класс][План 7 класс][План 8 класс][План 9 класс][План 10 класс][Поуроч. 6 кл.][Поуроч. 7 кл.][Поуроч. 8 кл.][Поуроч. 9 кл.][Поуроч. 10 кл.][Программы][Разное]

Copyright(c) 2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016-2017-2018-2019 All rights reserved.
Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы, разработки открытых уроков, сценарии, конспекты по географии

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов