Программа 10 кл.

Программа 6 кл.Программа 7 кл.Программа 8 кл.Программа 9 кл.Программа 10 кл.
Главная 
План 6 класс 
План 7 класс 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
Поуроч. 6 кл. 
Поуроч. 7 кл. 
Поуроч. 8 кл. 
Поуроч. 9 кл. 
Поуроч. 10 кл. 
Программы 
Разное 

Программа по географии 10 класс

Программа по географии 10 класс.

Экономическая и социальная география мира (10 класс )

 

Программа по географии 10 класс

( 68 часов, 2 часа в неделю )

Введение

( 1 час )

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения. Источники географических знаний. Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Учебная программа по географии

Учебный план по географии 10кл.

Общая экономическая и социальная география мира 10 класс

( 29 часов )

Современная политическая карта мира 10 класс

( 5 часов )

Политическая карта мира(план урока по географии). Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития: развитые ( страны ”Большой Семёрки”, малые высокоразвитые страны Европы, страны переселенческого капитализма ), социалистические страны, страны с переходным типом экономики, развивающиеся страны ( ключевые, новые индустриальные, нефтеэкспортирующие, отстающие в развитии, отсталые аграрные ).

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые ( колонии ) и независимые ( суверенные ) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления ( монархия, республика, государство Британского Содружества ) и административно-территориальному устройству ( унитарные, федеративные, конфедерация ). Виды монархий ( конституционные, абсолютные, теократические ) и республик ( президентская и парламентская ). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Практические работы:

  • 1. Обозначение на контурной карте стран различных типов.
  • 2. Составление таблицы ”Государственный строй стран мира”.
  • 3. Анализ политико-географического положения одной из стран мира.

География природных ресурсов мира

( 5 часов )

Учебная программа. План урока по географии по темам:

Географическая оболочка и географическая среда. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые ( возобновимые и невозобновимые ) и неисчерпаемые.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Практические работы:

  • 4. Нанесение на контурную карту важнейших видов природных ресурсов мира.
  • 5. Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

География населения мира

( 6 часов )

Учебный план география 10 класс.

Численность и размещение населения мира. Плотность населения. Факторы, влияющие на размещение населения. Главные ареалы размещения населения мира. Страны с максимальными и минимальными показателями средней плотности населения.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства: современный и традиционный; их характерные черты и особенности географического распространения. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Демографическая проблема человечества. Демографический кризис и демографический взрыв. Демографическая политика в странах разных типов. Мегаполис. Проблемы перенаселения.

Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды ( стабильная, суженная и расширенная ) в странах различных типов.

Расовый и национальный ( этнический ) состав населения мира. Классификация народов по языковому признаку. Крупнейшие народы и языки мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения: однонациональные, двунациональные и многонациональные страны. Религиозный состав населения мира. Виды религий: мировые ( христианство, ислам и буддизм ) и национальные ( индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, традиционные и языческие верования ). География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения ( групповое, рассеянное и кочевое ) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Практические работы по географии 10 класс:

  • 6. Объяснение процессов воспроизводства населения двух регионов мира.
  • 7. Сравнение половозрастных пирамид стран разных типов, объяснение значения и причин выявленных различий, составление демографического прогноза.
  • 8. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным или религиозным составом населения.
  • 9. Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий.
  • 10. Составление картосхемы современных путей миграции населения и объяснение причин мировых миграционных процессов.

НТР и мировое хозяйство

( 4 часа )

Учебная программа. Учебный план по географии в 10 классе.

Научно-техническая революция, её характерные черты и составные части. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период НТР.

Мировое хозяйство. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Модели мирового хозяйства. Главные центры мирового хозяйства. Международное географическое разделение труда и его причины. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.

Международная экономическая интеграция. Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы по географии 10 класс:

  • 11. Построение картодиаграммы ”Центры мирового хозяйства”.
  • 12. Составление типологической схемы территориальной структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны.

География отраслей мирового хозяйства

( 9 часов )

 

География промышленности

География добывающей промышленности мира. Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Главные добывающие районы мира. Страны - лидеры по добыче основных видов минерального сырья. Крупнейшие экспортёры и импортёры минерального сырья.

География обрабатывающей промышленности мира. Характерные черты структуры, развития и размещение мировой энергетики, металлургии, машиностроения, химической, лесной, лёгкой и пищевой промышленности. Крупнейшие промышленные районы и центры мира. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции - Германия, США, Канада. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и природная среда.

География сельского хозяйства мира. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Характерные черты размещения основных видов растениеводства и животноводства. Главные основные сельскохозяйственные регионы мира. Крупнейшие страны - производители основных видов сельскохозяйственной продукции (продуктов). Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и природная среда.

География мирового транспорта. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда.

Всемирные экономические отношения, их виды и географические аспекты. Особая роль международной торговли, научных и производственных связей, кредитно-финансовых отношений, предоставления международных услуг и международного туризма. Главные торговые, банковские и туристические центры мира.

Практические работы по географии в 10 классе:

  • 13. Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности мира.
  • 14. Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
  • 15. Определение преобладающих видов транспорта в отдельных странах и регионах мира и оценка степени его развития.
  • 16. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей мирового хозяйства.
  • 17. Составление проекта международного туристического маршрута.

 

Региональная экономическая и социальная география

( 30 часов )

Экономическое районирование мира

( 1 час )

Экономическое районирование мира. Главные экономические районы мира ( СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания ) и принципы их выделения.

Практическая работа по географии в 10 классе:

18. Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Зарубежная Европа

( 6 часов )

Формирование современной политической карты Европы. Основные черты политической географии Зарубежной Европы.

Особенности экономико-географичексого положения, общая характеристика населения, природных ресурсов и хозяйства Зарубежной Европы. Главные промышленные, сельскохозяйственные, финансовые и рекреационные районы и центры Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве.

Субрегионы Зарубежной Европы. Экономико-географическая характеристика Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.

Экономико-географическая характеристика Германии, Франции, Великобритании и Италии.

Практические работы по географии 10 кл.:

  • 19. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы.
  • 20. Составление картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Европы.
  • 21. Экономико-географическое обоснование развития и размещения двух – трёх отраслей промышленности в одной из стран Зарубежной Европы.
  • 22. Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух развитых стран Европы.

Зарубежная Азия

( 8 часов )

Формирование политической карты Зарубежной Азии. Особенности современной политической географии азиатского региона.

Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии.

Субрегионы Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Юго-Западной, Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.

Практические работы по географии в школе:

  • 23. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Зарубежной Азии.
  • 24. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая.
  • 25. Составление картосхемы международных экономических связей Японии.
  • 26. Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

Африка

( 4 часа )

Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки.

Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура.

Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки и ЮАР.

Практические работы география 10 кл.:

  • 27. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Африки.
  • 28. Составление прогноза экономического развития стран Африки.

Северная Америка

( 6 часов )

История формирования политической карты Северной Америки.

Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.

Соединённые Штаты Америки. Особенности политико-- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития США.

Главные экономические районы США: характерные черты Севера ( Северо-Востока и Среднего Запада ), Юга и Запада.

Экономико-географическая характеристика Канады.

Практические работы:

  • 29. Составление картосхемы районов загрязнения природной среды в США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.
  • 30. Влияние природных факторов на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения в макрорегионах США.
  • 31. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов Канады.

Латинская Америка

( 4 часа )

Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки.

Экономико-географическая специфика региона.

Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы.

Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Практические работы:

32. Сравнительная экономико-географическая характеристика развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.

33. Составление программы освоения новой территории в Латинской Америке.

Австралия и Океания

( 1 час )

Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании.

Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

Практическая работа:

34. Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

Глобальные проблемы человечества

( 1 час )

Геоглобалистика. Понятие о глобальных проблемах человечества.

Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты.

Практическая работа:

35. Разработка проекта решения одной из глобальных проблем человечества.

 

Мир в начале ХХI века

( 1 час )

Мир в начале нового века. Обобщение знаний.

Резерв - 6 часов.

Контурные карты по географии 10 класс. Отметить промышленные центры на контурной карте.

Программа по географии 10 класс. Экономическая и социальная география мира (10 класс )

Планирование по географии

[Главная][План 6 класс][План 7 класс][План 8 класс][План 9 класс][План 10 класс][Поуроч. 6 кл.][Поуроч. 7 кл.][Поуроч. 8 кл.][Поуроч. 9 кл.][Поуроч. 10 кл.][Программы][Разное]

Copyright(c) 2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016-2017-2018-2019 All rights reserved.
Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы, разработки открытых уроков, сценарии, конспекты по географии

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов