Поуроч. 8 кл.

 

План 6 классПлан 7 классПлан 8 классПлан 9 классПлан 10 классПоуроч. 6 кл.Поуроч. 7 кл.Поуроч. 8 кл.Поуроч. 9 кл.Поуроч. 10 кл.ПрограммыРазное
Главная 
План 6 класс 
План 7 класс 
План 8 класс 
План 9 класс 
План 10 класс 
Поуроч. 6 кл. 
Поуроч. 7 кл. 
Поуроч. 8 кл. 
Поуроч. 9 кл. 
Поуроч. 10 кл. 
Программы 
Разное 

Поурочное планирование по географии в 8 классе

Поурочное планирование по географии в 8 классе.

Поурочное планирование 8-й класс "География России. Природа и население" по учебнику А.И. Алексеева и др. "География России. Природа и население"

Введение

Урок 1.Введение.

География как один из способов познания мира, "изучение искусства жить". Географизация современной жизни человека.

Раздел I

Пространства России - 7 часов

Основные знания:

Новые понятия и представления: географическое положение России и его влияние на природу, и освоение территории; роль русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории страны.

Основные умения: работа с картами по выявлению особенностей географического положения, решение задач по определению географических координат и разницы во времени часовых поясов.

 

Урок 2. Россия на карте мира

Доля России в населении и территории мира. Влияние географического положения на особенности природы страны. Районы России.

Размеры и пространства России. Крайние точки и протяжённость.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения России и Канады. 2. Выявление особенностей географического положения района своего проживания.

Новые понятия и представления: государственная территория, территориальные воды.

Опорные знания: факторы географического положения страны и географические координаты.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать и называть основные факторы, определяющие географическое положение России;

- показывать на карте крайние точки страны;

- оценивать влияние географического положения и величины территории на особенности природы и жизнь людей.

 

Урок 3. Границы России

Морские и сухопутные границы. Изменение их значения времени. "Проницаемость границ".

Граница разъединяет или объединяет?

Практическая работа. Обозначение на контурных картах пограничных государств.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать границы России и пограничные страны;

- приводить примеры значения границы для связей с другими странами;

- давать оценку и приводить примеры изменения знания границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности.

 

Урок 4. Россия на карте часовых поясов

Положение России на карте часовых поясов.

Практическая работа. Решение задач на определение поясного времени.

Новые понятия и представления: поясное, декретное, летнее, зимнее время, линия перемены дат.

Опорные знания: градусная сеть.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- определять разницу во времени пo карте часовых поясов;

- приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.

 

Урок 5. Формирование территории России

Основные направления освоения и присоединения новых земель, формирование территории России в разных направлениях и на разных этапах. Современная территория РФ.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать и анализировать карты, показывать по карте субъекты РФ, свой населенный пункт в составе области, края, округа или республики.

 

Урок 6. Географическое изучение территории России

Основные этапы географического изучения территории:

открытие, освоение земель, составление географических карт, описание, выявление географических закономерностей, преобразование территории. Источники географических знаний.

Опорные знания: географические открытия и исследования материка Евразия.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры из истории географических исследований России на разных этапах;

- обосновать необходимость географических знаний на современном этапе, приводить примеры.

 

Урок 7. Тематический контроль по разделу "Пространства России"

Учащиеся должны уметь:

- объяснять сущность основных понятий и представлений раздела;

- определять основные особенности географического положения России;

- перечислять факторы физико-географического положения, оценивать особенности географического положения России и размеров ее территории;

- показывать границы России и пограничные страны, 1вать оценку их возможных взаимосвязей;

- сравнивать географическое положение России и других стран;

- определять поясное время;

- читать и анализировать тематические карты, делать выводы.

 

Урок 8. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Пространства России"

Сравнение России по особенностям географического положения и размерам территории с другими странами.

Влияние географического положения и размеров территории на природу и хозяйственную деятельность населения.

Необходимость географических знаний в решении многих современных проблем.

 

Раздел II

 

Раздел географии: "Природа и человек" - 38 часов

Обобщающий урок.

Основные знания:

Понятия и представления: особенности рельефа, климата внутренних вод, почв, растительного и животного мира России, покровное оледенение, солнечная радиация, атмосферный фронт, циклон, антициклон, многолетняя мерзло-., агроклиматические, земельные, водные, лесные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, природно-хозяйственные зоны, закономерности развития и размещения природных объектов, явлений и процессов, природные территориальные комплексы (ПТК), взаимное влияние природы и человека, рациональное природопользование. Природно-хозяйственные зоны и природопользование.

Основные умения: показывать по карте крупные природные объекты, читать и сопоставлять климатические карты, проводить анализ их содержания, составлять географические описания (в том числе природных объектов, ландшафтов своей местности), устанавливать существующие взаимосвязи между компонентами природы, природой и населением России, его хозяйственной деятельностью, выявлять последствия для природно-хозяйственных зон нерациональной хозяйственной деятельности, прогнозировать пути снижения антропогенного влияния на природную среду.

 

Тема 1. Рельеф и недра России- 4 часа 

 

Урок 9. Строение земной коры (литосферы) на территории России

Особенности рельефа территории России. Зависимость рельефа страны от геологической истории и тектонической структуры. Влияние рельефа на природу и жизнь людей.

Новые понятия и представления: абсолютный и относительный возраст горных пород; геохронологическая шкала; платформа, плита, щит; тектоническая, геологическая карта.

Опорные знания: тектоника литосферных плит; движения земной коры; горные породы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать тектоническую и геологическую карты, геохронологическую таблицу;

- выявлять взаимозависимость тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; приводить примеры влияния рельефа на природу и жизнь людей на примере своего края.

 

Урок 10. Особенности рельефа России

Россия - страна обширных равнин и горных территорий. Разнообразие рельефа России - разнообразие условий жизни.

Практические работы: 1. Установление взаимосвязи тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на Примере своего края (области, республики). 2. Сравнительная характеристика горной и равнинной территории с выявлением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина и Урал; Среднерусская возвышенность - Хибины или Кавказ).

Новые понятия и представления: нагорье.

Опорные знания: формы рельефа.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать по карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны;

- наносить на контурные карты основные формы рельефа;

- на основе сопоставления карт выявлять влияние рельефа на расселение людей.

 

Урок 11. Современное развитие рельефа

Изменения в рельефе под влиянием внутренних и внешних сил. Особая роль оледенении и текущих вод. Влияние деятельности человека на изменения в рельефе.

Новые понятия и представления: неотектонические движения, покровное оледенение.

Опорные знания: движения земной коры; физическое выветривание.

 

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

- показывать на карте и называть районы наиболее интенсивных тектонических движений;

- называть меры безопасности при стихийных явлениях;

- давать характеристику рельефа своей местности;

- объяснять влияние рельефа на формирование природных условий и жизнь населения.

 

Урок 12. Использование недр

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых, их роль в хозяйственной деятельности. Место России в мире по запасам и добыче некоторых ископаемых; исчерпаемость минеральных ресурсов.

Разработки месторождении и загрязнение окружающей среды.

Практическая работа. Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности. Оценка условий разработки и использования полезных ископаемых.

Новые понятия и представления: месторождение, открытая разработка, подземная добыча, исчерпаемые ресурсы.

Опорные знания: горные породы осадочные, магматические и метаморфические; платформы и складчатые пояса; молодые и старые горы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать на карте наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;

- приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве и влияния разработки месторождений на окружающую среду;

- давать оценку значимости полезных ископаемых для развития хозяйства;

- оценивать условия добычи разных видов полезных ископаемых.

 

Тема 2. Климат - 5 часов 

 

Урок 13. Общая характеристика климата России

Влияние климата на жизнь людей Влияние географического положения и рельефа территории на количество и распределение получаемого ею тепла. Россия - холодная страна.

Новые понятия и представления: солнечная радиация, подстилающая поверхность.

Опорные знания: климатообразующие факторы распределения тепла и света на поверхности Земли; климатические пояса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры влияния климата на природу и жизнь людей;

-сравнивать Россию с другими странами по количеству получаемого солнечного тепла;

- определять по карте закономерности распределения суммарной солнечной радиации;

- давать оценку климатических особенностей России.

 

Урок 14. Закономерности циркуляции воздушных масс.

Изменчивость климатических и погодных условий России под влиянием потоков воздуха с океанов (циркуляция атмосферы). Влияние размеров территории России на разнообразие климата.

Новые понятия и представления: атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Опорные знания: атмосферное давление; сезонные ветры муссоны; типы воздушных масс.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

- объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат отдельных территорий (своего края).

 

Урок 15. Распределение температур и осадков

Закономерности распределения температур и осадков по территории России. Самые жаркие и холодные районы.

Новые понятия и представления: континентальность климата.

Опорные знания: влияние морских течений и рельефа на распределение температур и осадков.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- определять по картам температуры воздуха и количество осадков;

- показывать по картам районы с наиболее низкими и высокими температурами;

- объяснять закономерности изменения температур и количества осадков в разных регионах России.

 

Урок 16. Типы климата нашей страны

Характеристика климатических поясов и областей России.

Практическая работа. Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей.

Опорные знания: климатические пояса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;

- давать краткое описание основных типов погод, которыми характеризуются климатические пояса и области;

- давать характеристику климата своей области (края, республики);

- оценивать климат с точки зрения условий быта и работы;

- приводить примеры климата во времени

 

Урок 17. Климат и человек

Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Агроклиматические условия. Степень благо-, приятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.

Практическая работа. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур (по таблице и агроклиматическим картам).

Новые понятия и представления: коэффициент увлажнения, агроклиматические ресурсы, комфортность климата.

Опорные знания: теплолюбивые, холодостойкие, влаголюбивые и засухоустойчивые сельскохозяйственные культуры.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры районов с разной степенью благоприятности природных (климатических) условий;

- приводить примеры неблагоприятных метеорологических явлений и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

- определять по карте обеспеченность теплом и влагой разных районов России (своего края);

- называть показатели, влияющие на комфортность условий для жизни человека;

- давать оценку разных районов России с точки зрения занятий сельскохозяйственным производством.

 

Тема 3. Богатство внутренних вод России- 3 часа 

 

Урок 18. Реки

Обилие рек - характерная особенность России. Река - сложное природное образование. Изучение основных характеристик реки - важнейшее условие правильного использования ее людьми.

Практическая работа. Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного ее использования.

Новые понятия и представления: уклон и падение реки, расход воды и годовой сток, твердый сток, эстуарий.

Опорные знания: части рек; питание и режим реки.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать реки России на карте;

- объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах;

- приводить примеры использования рек в жизни и хозяйственной деятельности людей;

- давать описание реки своего края;

- давать характеристику реки (отбирая необходимые карты) с точки зрения возможностей хозяйственного использования.

 

Урок 19. Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники

Озера, подземные воды, ледники - важные источники пресной воды. Многолетняя мерзлота - влияние сурового климата прошлого на условия жизни и деятельности современного человека.

Новые понятия и представления: многолетняя мерзлота.

Опорные знания: типы озерных котловин; сточные, бессточные озера; грунтовые и межпластовые воды.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать на карте озера, артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;

- приводить примеры использования поверхностных вод человеком и негативного влияния хозяйственной деятельности людей на состояние озер, грунтовых вод, многолетней мерзлоты;

- давать характеристику наиболее крупных озер страны.

 

Урок 20. Человек и вода

Реки и озера - каркас расселения людей. Водные пути. Гидротехнические сооружения - плюсы и минусы. Экологические последствия хозяйственного использования вод суши.

Практическая работа. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий.

Новые понятия представления: водные ресурсы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать по карте каналы и крупные водохранилища;

- объяснять значение водохранилищ и каналов на реках;

- давать оценку обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России, своего края.

 

Тема 4. Почвы - национальное достояние страны - 4 часа

 

Урок 21. Почвы - "особое природное тело"

Значение почв для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы - биокосное образование, летопись и память природы.

Новые понятия и представления: почвы, земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, почвенный профиль и почвенный горизонт.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение понятий земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, приводить примеры, свидетельствующие о значении почв для земледелия;

- называть факторы почвообразования;

- объяснять процесс почвообразования на примере почв своего края.

 

Урок 22. География почв России

Разнообразие типов почв. Их основные характеристики. Закономерности размещения.

Практическая работа. Характеристика почв своей местности, анализ факторов и условий почвообразования.

Новые понятия и представления: типы почв, зональное размещение почв.

Опорные знания: климатические пояса.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть главные свойства основных типов почв;

- определять, используя почвенную карту, характерные типы почв на отдельных территориях России;

- давать оценку отдельных типов почв с точки зрения их использования в сельском хозяйстве;

- давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования.

 

Урок 23. Почвы и урожай

Плодородие - главное свойство почв. Зависимость плодородия от механического состава и структуры почв. Агротехнические мероприятия как условия сохранения и повышения плодородия.

Новые понятия и представления: агротехнические мероприятия.

Опорные знания: всасывание растениями питательных веществ; капиллярное движение воды; реакция нейтрализации; концентрация растворов.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий.

 

Урок 24. Рациональное использование и охрана почв

Изменение почв под воздействием хозяйственной деятельности людей. Истощение, загрязнение, разрушение почв. Мелиорация земель. Виды мелиорации.

Новые понятия и представления: мелиорация.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять необходимость охраны почв;

- приводить примеры рационального и нерационального использования земель;

- объяснять значение мелиоративных работ;

- приводить примеры комплексной мелиорации земель.

 

Тема 5. Живая природа - 5 часов 

 

Урок 25. Лесные богатства страны. География лесов России

Разнообразие растительного мира России - условие жизни и деятельности людей.

Лесное сообщество. Лесные территории России. Типы лесов.

Новые понятия и представления: типы лесов.

Опорные знания: растительное сообщество; морфологические особенности ели, сосны, лиственницы и требовательность к условиям обитания.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры значения растительного мира в жизни людей;

- объяснять смену типов лесов с севера на юг и с запада на восток.

 

Урок 26. Лес и окружающая среда

Значение леса в природе. Почвозащитное, водоохранное, санитарное, рекреационное значение лесов. Лесоизбыточные, лесодефицитные районы.

Новые понятия и представления: лесные ресурсы. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение лесов в природе и жизни человека на конкретных примерах;

- перечислять разнообразные ресурсы леса;

- называть области применения древесины;

- определять и показывать на карте лесодефицитные и лесоизбыточные районы.

 

Урок 27. Безлесные пространства России - луга, тундра и степи

Отличие лугов, тундры и степей как растительных сообществ. Типы лугов, тундры, степей. Значение их в природе. Размещение и использование безлесных пространств человеком.

Новые понятия и представления: пойменные, суходольные, низинные луга.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры использования безлесных пространств человеком;

- называть отличительные особенности лугов, тундры и степей;

- показывать на карте районы распространения безлесных пространств;

- объяснять изменения лугов, степей, тундры под влиянием деятельности людей.

 

Урок 28.Болота

Причины образования болот. Болота низменные и верховые. Районы распространения болот. Значение болот в природе и хозяйственной деятельности.

Новые понятия и представления: низинное, верховое болото.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять механизм образования болот;

показывать по карте районы наибольшего распространения болот;

- прогнозировать последствия полного уничтожения болот.

 

Урок 29. Животный мир

Приспособленность животного мира к разнообразным условиям обитания. Значение животных в природе и жизни человека. Размещение животных по закону широтной зональности.

Опорные знания: биологические особенности разных видов животных.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры приспособленности животных к разным условиям обитания;

- называть наиболее характерных для каждой природной зоны животных;

- объяснять значение животного мира в природе и жизни человека;

- объяснять различия растительного и животного мира разных частей страны.

 

Тема 6. В природе все взаимосвязано - 5 часов 

 

Урок 30. Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК)

Закономерная связь между всеми компонентами природы. Человек - неотъемлемая часть ПТК. Зональность и азональность природы России. Особенность ПТК различных рангов.

Новые понятия и представления: природный территориальный комплекс, ландшафт, природное районирование.

Опорные знания: природный комплекс; географическая оболочка; широтная зональность.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры природных комплексов различных рангов;

- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы в ПТК;

- объяснять необходимость природного районирования территории страны, важность изучения свойств ПТК.

 

Урок 31. Свойства природных территориальных комплексов (ПТК)

Проявление в ПТК основных свойств географической оболочки - целостности, ритмичности, устойчивости - и их влияние на хозяйственную деятельность человека.

Новые понятия и представления: устойчивость ПТК.

Опорные знания: целостность; ритмичность; круговорот веществ.

Требования к знаниям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры свойств ПТК;

- читать карту устойчивости ПТК;

- прогнозировать изменения природного комплекса в результате изменения одного из компонентов природы;

- приводить примеры влияния свойств ПТК на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

- анализировать карту устойчивости ПК.

 

Урок 32. Человек в ландшафте

Влияние природных комплексов на жизнь людей и их хозяйственную деятельность. Антропогенные природные комплексы - сельскохозяйственные, промышленные, лесохозяйственные, культурные ландшафты.

Новые понятия и представления: антропогенный ландшафт, природно-антропогенный, культурный ландшафт.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры различных антропогенных природных комплексов, взаимного влияния человека и окружающей среды;

- прогнозировать изменения ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности человека;

- объяснять формирование облика ландшафта в зависимости от географического положения и рельефа территории.

 

Урок 33. Контроль знаний по изученным темам раздела "Природа и человек"

Учащиеся должны уметь:

- объяснять основные понятия изученных тем;

- показывать по картам и называть наиболее крупные природные объекты России (горы, равнины, месторождения полезных ископаемых, реки и озера);

- приводить примеры влияния основных природных компонентов на жизнь и деятельность населения;

- читать и анализировать тематические карты, схемы;

- объяснять изменения состояния природных компонентов под влиянием хозяйственной деятельности людей;

- устанавливать взаимосвязи между компонентами природы на примере своего края.

 

Урок 34. Обобщение знаний по изученным темам раздела "Природа и человек"

Наиболее важные отличительные особенности природы страны, оказывающие влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей: огромные размеры территории, зональность природных условий, разнообразие природных территориальных комплексов.

Формирование природно-антропогенных и антропоген-ных ландшафтов.

 

Тема 7. Природно-хозяйственные зоны - 8 часов 

 

Урок 35. Учение о природных зонах

Зональность - всеобщий закон природы и главная особенность природы России.

Природные зоны России - разнообразие условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. Длительное воздействие людей - превращение природных зон в природно-хозяйственные.

Практические работы. При изучении природно-хозяйственных зон могут быть предложены практические работы для каждой зоны по усмотрению учителя.

1. Описание природно-хозяйственных зон.

2. Влияние взаимосвязей и взаимозависимостей природных компонентов природной зоны. Какие из природных компонентов испытывают наибольшее влияние деятельности людей.

3. Рассмотрение влияния природных условий и ресурсов на условия жизни, быт, трудовую деятельность и отдых людей в разных природных зонах (на территории своего края).

4. Установление влияния природных условий на расселение людей в разных природных зонах.

Новые понятия и представления: зональность, природно-хозяйственные зоны.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и показывать по карте природные зоны России;

- объяснять особенности размещения природных зон;

- называть основные причины зональности природы;

- приводить примеры влияния зональности на особенности жизни и деятельности людей;

- делать выводы на основе сопоставления карты природно-хозяйственных зон, карты плотности населения и карты промышленности или сельского хозяйства о взаимосвязи природных условий и ресурсов, населения и его хозяйственной деятельности.

 

Урок 36. Безмолвная Арктика и чуткая субарктика

Арктика, тундра и лесотундра - северная полоса России. Многолетняя мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы. Редкоочаговое расселение. Устойчивая система природа - человек при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации, плюсы и минусы. Экологические проблемы.

Новые понятия и представления: редкоочаговое расселение.

Опорные знания: арктический и субарктический климатический пояс; тундра; лесотундра.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать северные природные зоны на карте;

называть характерные особенности природы, виды хозяйственной деятельности населения в данных природных условиях;

- объяснять причины формирования природных зон, приводить примеры влияния природы на характер расселения, особенности хозяйственной деятельности, развитие материальной и духовной культуры коренных народов.

 

Урок 37. Таежная зона

Самая большая, древняя и снежная зона России. Густая сеть рек, луговые массивы, молочное и мясо-молочное скотоводство. Традиционные занятия населения. Промышленное освоение тайги. Очаговое расселение. Новые понятия и представления: очаговое расселение. Опорные знания: умеренный климатический пояс; морфологические особенности хвойных пород деревьев; дерново-подзолистые почвы тайги; животный мир тайги. Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- описывать по картам природные условия тайги;

- называть лесообразующие породы деревьев, характерных представителей животного мира;

- Объяснять смену северных арктических зон таежной зоной;

- приводить примеры влияния тайги на жизнь и занятия населения, объяснять особенности расселения людей в зоне тайги.

 

Урок 38. Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов

Природная зона, наиболее преобразованная деятельностью человека. Выборочное земледельческое освоение. Густая сеть сельских и городских поселений. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины - разнообразие ландшафтов. Муссонные леса Дальнего Востока - смешение растений и животных юга и севера.

Новые понятия и представления: антропогенно-природная зона, выборочное земледельческое освоение.

Опорные знания: моренный рельеф; умеренный и муссонный климат; смешанный лес.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- давать описания природных условии зоны по картам;

- объяснять смену зоны тайги зоной смешанных лесов;

- приводить примеры хозяйственной деятельности людей;

- называть причины высокой степени преобразованности и плотного заселения зоны;

- объяснять особенности заселения зоны;

- приводить примеры и объяснять влияние природных условий на материальную и духовную культуру населения в данной зоне.

 

Урок 39. Лесостепи и степи

Современные ландшафты лесостепей и степей. Заповедные степи. Суховеи, резкий недостаток влаги, речная сеть, овраги и балки. Царь почв - чернозем. Житница страны. Развитое животноводство. Крупные многонаселенные сельские поселения.

Новые понятия и представления: зона степного земледельческого освоения.

Опорные знания: умеренно-континентальный и континентальный климат; водная, ветровая эрозии; чернозем.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать зону степей и лесостепей на карте;

- давать характеристику основных природных условий;

- объяснять смену зоны лесов зоной лесостепей и степей;

- перечислять основные виды хозяйственной деятельности населения;

- показывать взаимосвязь природных компонентов в зоне степей или лесостепей;

- приводить примеры влияния природных условий на материальную и духовную культуру населения;

объяснять особенности расселения в зоне степей, влияние хозяйственной деятельности на состояние степных и лесостепных ландшафтов.

 

Урок 40. Полупустыни, пустыни, субтропики

Граница между степями и полупустыней - рубеж природной и хозяйственной деятельности людей. Очаговое расселение. Животноводство. Полевое земледелие. Опустынивание. Волго-Ахтубинский оазис. Субтропики - противоположность зоне пустынь. Преобладание антропогенных ландшафтов.

Новые понятия и представления: экстенсивное животноводство, оазисное земледелие.

Опорные знания: резко континентальный и субтропический климат; оазис.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять особенности природы рассматриваемых зон;

- называть характерные растения и животных рассматриваемых зон;

- объяснять неустойчивость к антропогенному воздействию аридных зон, изменение видов деятельности людей по сравнению со степной зоной, особенности расселения.

 

Урок 41. Многоэтажность природы гор

Высотная поясность природных условий, зависимость их от географического положения и высоты гор. Динамичность смены природных зон в горах. Перепады температур, горные ветры. Частая смена погод. Трудность освоения людьми.

Новые понятия и представления: ветры - фены, бора.

Опорные знания: высотная поясность.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры проявления закона зональности в горах, характерных растений и животных, видов хозяйственной деятельности людей, влияния гор на окружающую природу;

- выявлять зависимость расположения зон от географического положения, высоты гор и экспозиции склонов;

оценивать условия жизни в горах, приводить примеры влияния горных условий на жизнь людей.

 

Урок 42. Человек и горы

Горы - колыбель человечества, центры видообразования .культурных растений и домашних животных. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Особенности расселения. Опасные природные явления.
Новые понятия и представления: сели и лавины.

Опорные знания: изменение температуры и атмосферного давления с высотой.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры различных видов деятельности населения в горных районах, влияния горных условий на людей, мер безопасности при стихийных явлениях в горах;

- объяснять хрупкость природного равновесия в горах;

- анализировать сложность и специфику условий жизни в горных районах;

- приводить примеры взаимосвязей горных условий и особенностей материальной и духовной культуры горных народов.

 

Тема 8. Природопользование и охрана природы - 4 часа 

 

Урок 43. Основные принципы рационального использования природных ресурсов

Природная среда, природные ресурсы, рациональное природопользование. Качество природной среды. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, особенности их использования и охраны.

Новые понятия и представления: природная среда, рациональное природопользование, исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, рекреационные, эстетические ресурсы.

Опорные знания: природные компоненты; охрана природы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять основные понятия;

- приводить примеры разных видов природных ресурсов;

объяснять значение природных условий для жизни людей;

- анализировать рациональность использования природных условий и ресурсов в разных природных зонах России.

 

Урок 44. Охрана природы и охраняемые территории

Охрана природы при современных масштабах хозяйственной деятельности. Основные принципы охраны природы. Виды охраняемых территорий.

Новые понятия и представления: заповедник, национальный парк, биосферный заповедник, заказник.

Опорные знания: Красная книга; виды охраняемых растений и животных.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять необходимость охраны природы;

- называть и показывать по карте наиболее крупные и известные охраняемые территории;

- объяснять значение сохранения природных объектов и естественных природных комплексов;

- прогнозировать возможные и перспективные пути рационального использования и сохранения природы;

- оценивать экологическое состояние своего края;

- выявлять закономерности размещения охраняемых территорий в России.

 

Урок 45. Тематический контроль по темам "Природно-хозяйственвые зоны" и "Природопользование и охрана природы"

Учащиеся должны уметь:

- объяснять основные понятия и представления темы;

- описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения и анализа тематических карт;

- описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах;

- объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

объяснять взаимосвязь природных особенностей и видов хозяйственной деятельности человека в пределах отдельных природно-хозяйственных зон;

- выявлять наличие (на основе сопоставления и анализа карт) преобразования природных зон в природно-хозяйственные.

 

Урок 46. Обобщение и коррекция знаний по темам "Природно-хозяйственные зоны" и "Природопользование и охрана природы"

Взаимоотношения человека и окружающей среды на разных исторических этапах развития человеческого общества.

Природопользование на основе знаний географических закономерностей.

Поиски путей оптимальных взаимоотношений человека и природы.

Сущность важнейших принципов охраны природы.

 

 

Раздел III.

 

 

"Население России" - 16 часов

Основные знания:

Новые понятия и представления: естественное движение, воспроизводство населения, и его типы, миграции (виды, причины, направления); состав - возрастной, половой, этнический, религиозный; трудовые ресурсы, плотность населения, урбанизация, городская агломерация, условия и образ жизни людей в различных типах поселения.

Основные умения: работа с разными источниками информации, чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт, статистических материалов с целью выявления особенностей географии населения России.

Продолжение формирования общеучебных умений сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы, моделировать ситуации при выполнении заданий текущего и итогового контроля.

 

Урок 47. Численность населения

Введение в тему: "Задачи изучения и основные вопросы нового раздела "Население России".

Численность населения и ее измерение в историческом времени. Представление о естественном движении и демографических кризисах.

Практическая работа. Чтение и анализ графиков изменения численности и естественного движения населения России.

Новые понятия и представления: естественное движение населения, демографический кризис.

Опорные знания: численность населения в отдельных странах мира.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть численность населения своей области, населенного пункта, России; сравнивать ее с другими крупнейшими странами мира по этому показателю;

- объяснять содержание понятия "естественное движение населения";

- читать учебные графики, объяснять изменения численности населения и естественного движения населения России в историческом плане.

 

Урок 48. Изменение численности населения России

Традиционный и современный типы воспроизводства населения, их главные отличия.

Новые понятия и представления: воспроизводство населения, традиционный и современный его типы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать содержание понятия "воспроизводство населения";

- объяснять различие между традиционным и современным типами воспроизводства, используя для построения ответа текст и иллюстративный материал учебника.

 

Урок 49. Половозрастной состав населения

Соотношение населения по полу и возрасту. Влияние образа жизни и других факторов на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида - "запечатленная демографическая история".

Практическая работа. Характеристика половозрастного состава населения страны на основе разных источников информации.

Новые понятия и представления: половозрастная пирамида как вид диаграммы.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять влияние различных факторов на продолжительность жизни населения страны;

- выделять на карте (в качестве примеров) районы с преобладанием мужского и женского населения, молодежи и лиц старшего возраста; сравнивать свою местность с другими районами по этим показателям, объяснять выявленные различия;

- читать диаграммы, графики и статистические материалы, строить на их основе объяснения особенностей половозрастного состава населения России.

 

Урок 50. Миграции населения

Виды и направления миграций в разные периоды истории страны. Влияние миграций на заселение, характер и поведение людей. Внешние миграции, их экономические политические причины.

Практическая работа. Изучение по картам изменения миграционных потоков во времени и пространстве.

Новые понятия и представления: миграции, внутренние и внешние миграции, причины миграций, главные направления миграционных потоков.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать содержание новых терминов урока;

- объяснять причины и основные направления миграции населения России;

на основе имеющихся знаний об изменении численности населения естественного движения и миграций оценивать изменение демографической ситуации в России и своей местности (другой вариант - объяснять современную демографическую ситуацию страны).

 

Урок 51. Территориальная подвижность населения

Различие терминов "миграция" и "территориальная подвижность". Возрастание территориальной подвижности населения в процессе развития общества. Важность учета движения населения в разные периоды года и факторов повышения подвижности населения при организации хозяйственной жизни.

Новые понятия и представления: территориальная подвижность населения.
Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть факторы, влияющие на территориальную подвижность населения;

- объяснять усиление территориальной подвижности на современном этапе развития общества;

- давать описание особенностей территориальной подвижности населения своей местности, выделять на схеме главные направления суточного и недельного движения населения.

 

Урок 52. География рынка труда

Экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы и их роль в создании национального богатства страны. Качество трудовых ресурсов. Рынок труда.

Практическая работа. Анализ графика, отражающего этапы экономической жизни населения.

Новые понятия и представления: трудовые ресурсы, качество трудовых ресурсов, рынок труда, экономически активное население.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение новых терминов урока;

характеризовать состав и использование трудовых ресурсов своей страны и своей местности на основе учебника и краеведческого материала.

 

Урок 53. Этнический состав населения

Представление об этническом составе. Отличительные признаки этноса. Языковые семьи и группы. Этническое самосознание.

Практическая работа. Изучение таблицы приложения "Народы России" и схемы "Дерево языков" для ознакомления с классификацией народов России, основанной на родстве языков (по семьям и группам).

Новые понятия и представления: этнос, этнический состав, этническое самосознание.

Опорные знания: разнообразие населения планеты по расовым и национальным признакам.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение новых терминов;

- называть крупные по численности народы России;

- приводить примеры народов России, относящихся к разным языковым семьям и группам, в том числе народов, живущих в вашей местности.

 

Урок 54. Этническая мозаика России

Разнообразия этнического состава населения России. Карта народов России как источник информации. География народов и административно-территориального деления страны. История России - история взаимодействия ее народов.

Практическая работа. Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России.

Новые понятия и представления: этнический состав, административно-территориальное деление.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать содержание понятия "этнический состав";

выделять на карте "Народы России": районы проживания крупных народов и народов своего края, регионы, где наблюдается пестрота национального состава;

 

Урок 55. География русского языка

Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР - важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.

Новые понятия и представления: русскоязычное население, язык межнационального общения.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение термина "русскоязычное население";

- характеризовать место русского языка среди других языков мира, его значение для нерусских народов России.

 

Урок 56. Религии народов России

Роль религии в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь этнического и религиозного состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь и внешнюю политику государства.
Практическая работа. Изучение на основе карты особенностей географии религий страны.

Новые понятия и представления: религиозный состав, традиционные религии.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- показывать по карте основные районы распространения на территории России православия, мусульманства, буддизма;

- приводить примеры, доказывающие связь этнического и религиозного состава населения страны;

- составлять устное описание религиозного состава населения своей местности.

- приводить примеры территориальных различий в условиях жизни и хозяйственной деятельности в различных типах поселений;

- объяснять географическое своеобразие сельских расселений своей местности.

 

Урок 57. Плотность населения

Контрастность в плотности населения в определенных районах страны. Представление о "емкости территории" и определяющих ее факторах.

Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей и природную среду.

Практическая работа. Выделение на контурной карте Главной полосы расселения, выявление различий в показателях плотности населения отдельных территорий страны.

Новые понятия и представления: плотность населения, емкость территории, Главная полоса расселения.

Опорные знания: представление о плотности населения;

карта плотности населения отдельных материков.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять значение новых терминов;

- определять на основе работы с картой плотность населения отдельных районов страны, в том числе своей местности, объяснять выявленную контрастность в плотности населения России, отбирать необходимые тематические карты учебника для построения ответа.

 

Урок 58. Расселение и урбанизация

Изменение соотношения численности городского и сельского населения. Разнообразие типов населенных пунктов. Понятие урбанизации, ее показатели. Объективные причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Городская агломерация. Отличие городского и сельского образа жизни.

Практическая работа. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.

Новые понятия и представления: урбанизация, городская агломерация, типы заселения территорий.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- раскрывать содержание новых терминов урока;

- приводить примеры республик в составе Российской Федерации, определять по статистическим показателям долю титульной нации в населении данных автономных образований.

 

Урок 59. Города России

Особенности формирования сети городов во времени. Различие городов по функциям и людности. Города-миллионеры и малые города - полюса контрастности. Карта как источник разноплановой информации о городах.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.

Новые понятия и представления: различие городов по функциям и людности.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- называть и выделять на карте крупнейшие города России;

- приводить примеры различных функций городов, в том числе ближайших к своей местности;

- называть способы отображения географической информации на различных видах карт (текстовых, атласа, демонстрационных).

 

Урок 60. Сельская Россия

Влияние природных условий на особенности сельских поселений. Сельская местность как хранительница культурных и национальных традиций. Необходимость поиска оптимальных решений использования сельской местности. Условия и образ жизни людей в различных типах поселений.

Новые понятия и представления: особенности сельских поселений.

Опорные знания: зональность природных условий.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны уметь:

- объяснять влияние природных факторов на особенности сельских поселений;

 

Урок 61. Тематический контроль по разделу "Население России"

Учащиеся должны уметь:

- объяснять сущность понятий и представлений по разделу "Население России";

- называть (и показывать на карте): численность населения России, основные черты его размещения; крупные народы и основные районы их проживания; основные религии, распространенные в России; крупнейшие города и городские агломерации страны;

- объяснять: различия в естественном и механическом приросте населения России и ее отдельных территорий; особенности размещения населения России, связанные с природными, историческими и экономическими причинами; различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

- читать и анализировать тематические карты и графические, статистические материалы, характеризующие население России.

 

Урок 62. Обобщение и коррекция знаний по разделу "Население России" (Обобщающий урок)

Анализ уровня знаний и сформированности умений по итогам тематического контроля, выявление типичных ошибок, коррекция знаний учащихся.

Обобщение знаний по разделу.

Особенности географии населения России как результат длительного исторического развития. Интегрирующая роль населения в системе "Природа - население - хозяйство".

Люди - главное богатство страны.

Человеческий потенциал как определяющая составная часть дальнейшего развития и процветания России.

Поурочные планы по географии 8 класс

Поурочное планирование по географии в 8 классе

Поурочное планирование по географии

[Главная][План 6 класс][План 7 класс][План 8 класс][План 9 класс][План 10 класс][Поуроч. 6 кл.][Поуроч. 7 кл.][Поуроч. 8 кл.][Поуроч. 9 кл.][Поуроч. 10 кл.][Программы][Разное]

Copyright(c) 2008-2009-2010-2011-2012-2013-2014-2015-2016 All rights reserved.
Скачать бесплатно тематические, календарные, поурочные планы, разработки открытых уроков, сценарии, конспекты по географии

Рейтинг сайтов Луганска и Луганской области

ПУС ©™ - Первая Учительская Сеть сайтов